Самовоспитание в области отношений и общения
Все мы родом из детства. И коррупция, и заказные убийства - это тоже недосмотр, по большому счету, психологов и педагогов. Значит, не смогли они как следует донести до родителей и их детей простые христианские заповеди “служи Богу, а не мамоне”, “скапливай богатства на небе, а не на земле”, “не убий”. Эти заповеди священны независимо от того, кто какую религию исповедует или отрицает.
Конечно, никто из педагогов и психологов, ни из творцов, ни из исполнителей, ни в чем особенно не виноват. Мы живем в своем времени и не можем перескочить в некое идеальное будущее. Интересно, однако, понять причины. И построить перспективы.
- Недосмотр психологов и педагогов
- Общество и проблемы
- Добрачная половая жизнь
- Профессиональная судьба
- Религия золотого тельца и коррупция
- К проблемам детей
- Сочувствие и сопереживание
- Ценности в определенной их иерархии
- Методы должны быть жизненными
- Эстетика и воспитание
- Непробуждение интереса
Медицинская психология в соавторстве с психиатрией и в особенности с психотерапией оказала влияние и даже давление на психологическую помощь в школе. Как только возникла возможность получения ставок и в школах стали работать практические психологи, они занялись в первую очередь задержкой психического развития, отклонениями в поведении, неврозами, наркоманиями. Одновременно с этим, пусть и с меньшей интенсивностью, пробуждается интерес к одаренным детям. Появились государственные стандарты преподавания психологических дисциплин, вузовские программы. И это дает основания для “осторожного оптимизма”.
Материальное мракобесие, религия золотого тельца, и в особенности коррупция, требуют не только продуманных законов с неотвратимостью наказания и экономической стимуляции правоохранительных работников. Нужны специальные воспитательные методы в школе. Не копите на земле, копите на небе - внушал Иисус Христос. Да вот что-то не очень слышат пастырей, все копят на земле. Плоха, значит, их педагогическая система, что-то другое надо придумывать. Ну, во-первых, и здесь, как и с уступанием старому человеку подростком места в метро, лучшее воспитание - собственный пример.
Соревновательность - из биомира. Даже маленькие рыбки соревнуются на скорость плавания, и побежденный должен плавать унизительным способом под углом, а победитель может гордо плавать прямо. Соревновательность лежит в основе культа спортивных состязаний. И спорт почти напрочь вытесняет физкультуру. Соревновательность - и в основе культа знаний. Отсюда и общество “Знание”, и журнал “Знание - сила”. При этом знание ценится такое, которое увеличивает мощь силовых ведомств. Всегда хорошо у нас обстояло дело с преподаванием физики, математики, химии, то есть тех предметов, которые нужны для ядерного потенциала и совершенствования “обычных” вооружений. А психология с ее эмпатией, психотехникой общения, рефлексией (самонаблюдением души) не очень-то приходилась ко двору. Сначала вместе с логикой преподавали ту часть психологии, которая изучала познавательные процессы. Они были нужны для формирования материалистического мировоззрения. А потом психологию и вовсе выбросили из школьных предметов. Лишь в самое последнее время ее разрешили преподавать в порядке энтузиазма.
Так вот, пусть будет взаимопомощь, а не соревновательность. Ведь взаимопомощь вписывается в то, что у человека больше должно быть в почете: в самоактуализацию, в альтруизм, в персонализацию.
Мы не раз помянули в качестве причины “недовоспитания” материальные трудности. Но надо учитывать еще и непробуждение интереса ко всем этим темам у специалистов по школьной психологии. Причина же “непробуждения” в несостыковке фундаментальной психологии (да и прикладной) с жизненной проблематикой. Решать “заземленные” проблемы, осознанные в бытовых терминах, кажется непрестижным, даже неприличным. Говоришь, например, о беременности в школе, а некоторые “психологи”: “Но где же здесь психология?” Пусть-ка они не согласятся, что беременность для школьницы - это психическая травма, что отношения с родителями и с окружением осложняются, что такой школьнице и родителям нужна психологическая помощь.
По большому счету в психологии хватит поля деятельности для всех направлений. И конструктивный спор между “идеалистами” и “прагматиками” должен завершиться тем, что станет больше “идеалистов-прагматиков”.
Текущая дата: 20.03.2016